Проект Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» предусматривает значительные изменения в сфере дисциплинарной ответственности адвокатов.

Во-первых, он устанавливает передачу дисциплинарной практики в отношении адвокатов от президиумов коллегий адвокатов в специально созданные органы — дисциплинарные комиссии.

Во-вторых, проект вводит двухуровневую систему дисциплинарных органов, состоящих из: дисциплинарных комиссий адвокатов — на уровне территориальных коллегий, и дисциплинарной комиссии адвокатуры — на уровне Республиканской коллегии адвокатов.

В-третьих, проект предусматривает, что в состав дисциплинарных комиссий должны быть наряду с адвокатами включены представители органов юстиции и бывшие судьи.

Возможно справедливыми являются упреки адвокатуры в том, что действующая дисциплинарная процедура не является совершенной. Возможно не всегда конфликт между адвокатом и клиентом разрешается у нас при содействии органов адвокатского самоуправления, что вынуждает граждан обращаться с жалобами в органы юстиции. В данной ситуации пристальное внимание к вопросам дисциплинарной ответственности адвокатов может быть оправданным.

Но тем не менее, ряд предложений указанных предложений входит в число принципиальных разногласий, с которыми адвокатское сообщество не может согласиться.

При разработке проекта Министерство юстиции предложило включить в состав дисциплинарных комиссий 6 адвокатов со стажем адвокатской практики не менее пяти лет (4 адвоката по представлению адвокатуры, 2 адвоката по представлению уполномоченного органа), 3 представителя уполномоченного органа, 2 судьи. То есть фактически в комиссиях был перевес членов, избранных без участия самой адвокатуры.

После того, как адвокатское сообщество выразило обоснованное возмущение предлагаемым порядком, в правительственном варианте нам были сделаны значительные уступки. В проекте, внесенном в Мажилис, дисциплинарная комиссия состоит из 6 адвокатов со стажем адвокатской практики не менее пяти лет по представлению коллегии адвокатов, 3 представителей уполномоченного органа, 2 судей в отставке.

Таким образом, адвокаты получили перевес по числу голосов в комиссии.

Но это не сделало предлагаемые нововведения приемлемыми. Они  нарушают принципы независимости адвокатуры и международные стандарты деятельности адвокатуры. В соответствии с Основными положениями о роли адвокатов, принятыми восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Гаване  (пункт 28) дисциплинарное производство против адвокатов должно быть предоставлено беспристрастным дисциплинарным комиссиям, установленным самой адвокатурой, с возможностью обжалования в суд.

Данные выводы были зафиксированы сразу в нескольких заключениях международных организаций и экспертов, которые посчитали проект в этой части не соответствующим международным стандартам.

В частности в адрес Правительства и Министерства юстиции поступили обращения Специального докладчика ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов, а также  Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.

Мы продолжили работу над данными нормами, в результате чего сразу несколькими депутатами были внесены предложения, направленные на устранение участия представителей Министерства юстиции в органах адвокатуры.

К сожалению, дальнейшие события показывают, что к мнению адвокатского сообщества и международных организаций все же не собираются прислушиваться.

Существует порочная практика, не основанная на законе, когда поправки депутатов, не касающиеся затратных норм бюджета по настоянию разработчика направляются на заключение Правительства. В данном случае такое заключение было дано и в отношении дисциплинарных комиссий. В результате депутаты, которых Глава государства в ходе конституционной реформы призывал брать на себя ответственность при принятии решений, уступили исполнительной ветви власти.

Часть поправок была депутатами отозвана, а по остальным голосование состоялось таким образом, что  в дисциплинарных комиссиях  территориальных коллегий адвокатов не будет представителей государственных органов — их заменят представители общественности, избираемые по представлению уполномоченного органа. Вышестоящая инстанция — дисциплинарная комиссия адвокатуры РКА по-прежнему включает представителей Министерства юстиции.

К сожалению, очевидным является намерение Министерства юстиции регулировать адвокатов через влияние на процедуры дисциплинарной ответственности в нарушение всех международных обязательств Казахстана. Это существенно ограничивает и без того невеликие гарантии адвокатской деятельности. Посягает на базовые принципы независимости и самоуправления адвокатуры. Такого вмешательства в дела негосударственных организаций государство еще не предпринимало до настоящего.

И это точно не будет способствовать увеличению числа адвокатов, о чем так заботится разработчик закона.

Мы намерены отстаивать свою позицию и дальше, с использованием всех оставшихся площадок, в числе которых заседание Комитета по законодательству и судебной реформе, Пленарное заседание Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан.

 

Ануар Тугел

Председатель Республиканской коллегии адвокатов

О Pressa

Пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов

Добавить комментарий: