В Министерстве финансов прошел круглый стол по разъяснению норм закона Республики Казахстан «О Фонде компенсации потерпевшим» и приказа министра финансов «Об утверждении формы централизованного реестра получателей компенсации и правил его представления».

В работе совещания приняли участие представители центральных государственных органов (Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Комитет национальной безопасности, Генеральная прокуратура, Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, Министерство юстиции, Верховный суд), представители адвокатского сообщества, общественных неправительственных организаций, а также структурных подразделений Министерства финансов.

В 2016 года постановлением Правительства от 4 мая 2016 года законопроект был внесен в Мажилис в сентябре 2016 года. За весь период работы над Законом в Мажилисе Парламента проведено 44 заседания рабочей группы, 5 заседаний головного комитета Мажилиса Парламента. Было направлено 5 заключений Правительства на предложения депутатов. После одобрения в первом и во втором чтении в Мажилисе закон внес в Сенат 11 декабря 2017 года. В декабре 2017 года закон был одобрен в Мажилисе, а затем и в Сенате. Подписан Главой государства Республики Казахстан 10 января 2018 года.

Целью Закона является оказание первичной единовременной материальной помощи потерпевшим до суда (на лечение, реабилитацию и т.п.).

«Закон «О Фонде компенсации потерпевшим» не меняет существующую систему возмещения вреда, а создает условия для оказания первичной единовременной материальной помощи потерпевшим, — сообщила в своем выступлении директор департамента бюджетного законодательства МФ Зайфун Ерназарова, — Создаваемый Фонд будет не в качестве юридического лица, а как контрольный счет наличности, открытый в Комитете Казначейства для зачисления поступлений денег и проведения выплаты компенсации потерпевшим. На сегодняшний день это является самой экономичной формой. Платежи Фонда будут производиться в порядке, установленном бюджетным законодательством».

Законом предусматривается три категории потерпевших по 46-и статьям, то есть  124 состава преступлений Уголовного кодекса, по которым будет выплачена компенсация:

— первая категория — несовершеннолетние, являющиеся потерпевшими от сексуального насилия, лица, признанным потерпевшими по преступлениям, связанным с торговлей людьми и пытками (по 22-ум составам) компенсация предусмотрена в размере 30-ти МРП (Справочно: 72150 тенге);

— вторая категория — лица, которым причинен тяжкий вред здоровью, либо зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД), (по 42-ум составам) компенсация в размере 40 МРП (Справочно: 96200 тенге);

— третья категория – лица, наделенным правами потерпевшего, в случае смерти потерпевшего (по 60-и составам) компенсация в размере 50 МРП (Справочно: 120250 тенге).

Государственные органы, осуществляющие функции уголовного преследования разъясняют права потерпевшего на получение компенсации и рассматривают его заявление, назначают размер компенсации и составляют Реестр получателей с последующим предоставлением в Казначейство.

Правила представления централизованного реестра получателей компенсации утверждены приказом Министра финансов. Реестр ведется государственными органами, осуществляющими функции уголовного преследования согласно форме утвержденной приказом МФ.

Реестр содержит следующие сведения получателей компенсации:

1) Фамилия, имя, отчество;

2) индивидуальный идентификационный номер получателя;

3) банковские реквизиты получателя (бизнес-идентификационный номер, индивидуальный идентификационный код, номер счета);

4) сумма компенсации.

Реестр представляется государственными органами, осуществляющими функции уголовного преследования, в уполномоченный орган по исполнению бюджета ежемесячно к пятнадцатому числу месяца, следующего за вынесением решения о назначении компенсации.

Комитет Казначейства на основании реестра формирует платежное поручение. Выплаты компенсации осуществляются из Фонда на банковский счет получателей компенсации.

Выплаты производятся на основании реестра при наличии средств на контрольном счете наличности Фонда не позднее десяти календарных дней, следующих за датой представления реестра.

В случаях отсутствия или недостаточности денег Фонда, выплата компенсации осуществляется по мере пополнения средств Фонда в порядке очередности поступления реестров.

После осуществления выплат Комитет Казначейства уведомляет государственные органы, осуществляющие функции уголовного преследования, об исполнении реестра.

В случае возврата платежей в связи с некорректным указанием в реестре данных получателей компенсации, Комитет Казначейства уведомляет государственные органы, осуществляющие функции уголовного преследования для исправления некорректно указанных данных и повторному включению в Реестр.

В случае излишне (ошибочно) выплаченных сумм по данным реестра с контрольного счета наличности Фонда государственные органы, осуществляющие функции уголовного преследования, принимают необходимые меры по их возврату.

На основании Закона «О Фонде компенсации потерпевшим» внесены изменения в Бюджетный, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы посредством сопутствующего Закона (Закон РК «О внесении  изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Фонда компенсации  потерпевшим» от 10 января 2018г).

В Бюджетный кодекс внесены поправки:

— регламентирующие Фонд в качестве контрольного счета наличности;

— определяющие источники формирования Фонда;

— предусматривающие включение поступлений и расходов Фонда компенсации потерпевшим в консолидированный бюджет;

— предусматривающие запрет на изъятие остатков денег Фонда в государственный бюджет и выставление инкассовых распоряжений на КСН Фонда;

— определяющие координацию средств Фонда за центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.

В Уголовный кодекс внесены поправки регламентирующие правовую природу «принудительного платежа», взыскиваемого в  Фонд компенсации потерпевшим, а также поправки устанавливающие порядок его взыскания и размеры;

В Уголовно-процессуальный кодекс внесены поправки регламентирующие права потерпевших на получение компенсационных выплат, а также установление порядка и размеры этих выплат, основания и порядок регрессных требований;

В Уголовно-исполнительный кодекс вносятся поправки предусматривающие приведение его в соответствие с основным законопроектом по отдельным составам уголовных правонарушений.

Пресс-служба РКА

О Pressa

Пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов

Добавить комментарий: