«Е-Адвокатура. Использование современных технологий требование времени». 

Ержан Сиюбаев, адвокат, Коллегия адвокатов города Астаны.

«В Республике Казахстан право на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется каждому (статья 13 Конституции). В современных реалиях доступность такой помощи означает, возможность каждого найти именно того специалиста в помощи которого он нуждается. Конституционное право каждого человека на получение квалифицированной юридической помощи и принцип состязательности требует дальнейшего развития.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности», адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи.

В цифровой век квалифицированная юридическая помощь не мыслима без применения современных информационных технологий  и ресурсов. Публичность профессиональной деятельности  адвоката  неизменным  образом  связана  с процессом  обмена  информацией. Информационное обеспечение деятельности адвоката напрямую влияет на  способность достигать главной цели — защиты прав,  свобод и интересов физических и юридических лиц при оказании правовой  помощи.

Развитие информационного общества повлекло за собой переход закрытых правовых систем: судебной, прокурорской, нотариальной, исполнения судебных актов и др. в открытое информационное поле. Глобализация и интеграция всех процессов, происходящих в государстве и в мире, требуют при построении любой правовой̆ системы в обязательном порядке учитывать взаимное влияние всех сфер.

Необходимость учета указанных факторов в своем Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» отметил Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев 31 января 2017 г., подчеркнув важность повсеместной цифровизации экономики и всех сфер жизнедеятельности общества.

Создание и применение цифровых сервисов, адаптация законодательства под новые реалии, развитие коммуникаций, отмеченные в Послании в качестве приоритета позволят обеспечить импульс к развитию всех сфер общественной деятельности. В связи с этим вопрос развития IT-технологий Правительству поручено держать на особом контроле. Также в качестве приоритетов Посланием предусмотрена максимальная оптимизация  процессов оказания государственных услуг, сокращение сроков и перечня документов, а также полный  перевод в их электронный формат. 

Задачи, связанные с масштабным введением цифровых технологий в индустрию и государственные услуги, тесно связаны с последними кадровыми назначениями. Наиболее компетентные управленцы из       IТ-сферы – Багдат Мусин и Аблайхан Оспанов призваны из квазигосударственного сектора в сектор оказания госуслуг.

Для того, чтобы понять темпы изменений в сфере цифровизации достаточно ознакомиться  с индикаторами Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы, утвержденной указом Президента РК в 2013 году, основной целью которой определена эффективная защита прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства путем обновления правоохранительной системы страны. Согласно плановым показателям данной программы использование электронного производства и проникновения IT-технолигий будет составлять  70-90% к 2020 году.

Скандально известный британский юрист Ричард Сасскинд, IT-консультант лорда – главного судьи Англии и Уэльса, профессор Оксфордского института интернета и автор книги «Есть ли у юристов будущее? Как изменится характер юридических услуг», пришел к выводу, что люди, сталкивающиеся с юридическими проблемами, станут полагаться на интернет как на основной источник информации. Сеть будет поставлять стандартную документацию, уставы компаний, судебные прецеденты, мнения юристов, описания личного опыта. Пользователи будут самостоятельно создавать нужные им юридические документы, отвечая на стандартные вопросы.

Полная «компьютерная» подготовка юридических документов вряд ли будет принята в обозримом будущем, но их подготовка с использованием автоматизированного доступа к необходимым базам данных сократит временные и материальные издержки. В этой связи, использование инструментов, позволяющих ускорить подготовку и оценку правовых требований, упростят работу адвокатов. Использование справочных правовых и иных информационных систем уменьшит издержки, связанные с правовым анализом дела, а также позволит более точно оценить перспективы судебного разбирательства путём анализа судебной практики и поиска максимально схожих по своим обстоятельствам дел. В конечном итоге, это уменьшит трудозатраты юриста, повысит эффективность и качество его работы и снизит издержки  клиента. 

Уже сейчас автоматизация получения услуг государства на достаточно высоком уровне реализована в сервисах объединенной системы Электронного правительства eGov. В автоматизированном порядке можно получить более 240 услуг посредством указанного сервиса, из которых более 50 относящихся к ведению Министерства юстиции. Помимо информационных систем, интегрированных в систему Электронного правительства eGov, созданы, функционируют и развиваются системы профильных государственных органов. В системе нотариата создана и функционирует ЕНИС — единая нотариальная информационная система. Частные судебные исполнители используют Автоматизированную информационную систему органов исполнительного производства. Свои информационные системы имеются у Верховного суда, Генеральной прокуратуры.

Право получения любой информации, необходимой для осуществления адвокатской деятельности, закрепленное в законодательстве, без его технического обеспечения снижает возможности адвоката предоставлять квалифицированную правовую помощь.

Адвокатура, поддерживая идею реализации программы «Цифровой Казахстан», в «Программу Республиканской коллегии адвокатов по вопросам повышения качества юридической помощи» включила вопрос создания информационной системы E-адвокатура.

Информационная система будет строиться на принципе двухсторонней системы Адвокат-Клиент.

Личный кабинет Адвоката включает следующий основной функционал :

  • Базы данных государственных органов;
  • канал получения доступа к документам судебных/досудебных производств;
  • электронное адвокатское досье (соглашение, все процессуальные документы, запросы, ответы, переписка с клиентом, календарь событий по делу), журнал адвокатских досье/ордеров/доверенностей;
  • облачное хранение документов (обеспечение адвокатской тайны); синхронизация/доступ на любом устройстве; доступ и уведомления заинтересованным лицам;
  • стандартизированные документы/автозаполнение;
  • единое информирование адвокатов о принимаемых РКА решениях, обсуждение документов, проведение обучения (вебинары);
  • статистика и отчетность адвокатов.

Личный кабинет Клиента:

  • общая база адвокатов
  • возможность предоставления/отзыва электронной доверенности.
  • ограниченный доступ к досье для клиента;
  • возможность правки и комментирования документов;
  • уведомления о слушаниях и других событиях

Какие задачи решит ИС «E-адвокатура»

  1. Единая база адвокатов и представителей (удобство и возможности ИС позволят охватить всех участников субъектов юридической помощи);
  2. Взаимодействие адвокатов с судами и правоохранительными органами путем электронных запросов и получения документов, ознакомления с материалами дел в электронном виде;
  3. Учет объема бесплатной юридической помощи, оказываемой за счет бюджетных средств;
  4. Предоставление полной и достоверной статистической отчетности в органы юстиции;
  5. Упорядочение использования адвокатских ордеров, введение электронных судебных доверенностей;
  6. Синхронизация календаря адвоката с графиками судов и правоохранительных органов;
  7. Оперативная система уведомления и направления документов;
  8. Оперативность взаимодействия адвоката с судами, государственными органами,  правоохранительными органами;
  9. Стандартизация документации.

Возможность реализации проекта

  1. Самостоятельное создание и внедрение информационной системы E-адвокатура силами и средствами самой адвокатуры. То есть мы не просим выделения на это средств из бюджета. На следующих этапах нам требуется государственная поддержка, не влекущая особых финансовых затрат.
  2. Предоставление доступа к основным государственным информационным базам данных, позволяющим получать информацию для ведения дела.
  3. Интеграция с сервисами Верховного суда и других правоохранительных органов для участия в судебном и досудебном производстве.
  4. Законодательное закрепление системы взаимодействия адвокатуры с судами, государственными и правоохранительными органами.

Реализация проекта ИС “Е-Адвокатура” позволит в значительной степени повысить доступность квалифицированной правовой помощи, сократить сроки рассмотрения дел, позволит консолидировать юридическое сообщество адвокатов и представителей и выведет на качественно высокий уровень взаимодействия правоохранительных органов, государственнныых органов и адвокатов».

О Pressa

Пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов

Добавить комментарий: