Предложения от адвоката Коллегии адвокатов города  Астаны  Шайхиной А.Т.

по  проекту Нормативного  постановления Верховного Суда  Республики Казахстан  «О внесении изменений и дополнений в нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 16 июля 2007 года № 6

«О некоторых вопросах применения судами  земельного законодательства»

 

 «По пункту 8 :

При разрешении спора о возникновении права собственности на один и тот же земельный участок у двух и более собственников (землепользователей), а также о нарушении границ смежных земельных участков судам следует принимать во внимание требования, установленные  статьей 43 Земельного кодекса.
Пользование земельным участком до установления его границ в натуре (на местности) и выдачи правоустанавливающих документов не допускается, если иное не предусмотрено в решении местного исполнительного органа о предоставлении земельного участка. Несоблюдение данной нормы квалифицируется как самовольное занятие земельного участка. Совершение сделок по отношению к земельным участкам, на которые не оформлены правоустанавливающие документы, не допускается.

Землепользователь приобретает  право  на земельный участок в виде частной собственности, постоянного или временного землепользования с момента получения  идентификационных документов.

Судам следует разграничивать споры по самовольному занятию земельного участка от споров между собственниками на один и тот же земельный участок, возникших вследствие  наложения границ   смежных земельных участков.

Если при рассмотрении споров между собственниками смежных земельных участков, не являющихся первоначальными их владельцами, будет установлено наложение границ земельных участков, то судам следует проверять основания возникновения прав на земельный участок у каждой из сторон, соблюдение порядка отвода земель, соответствие  правоустанавливающих документов предъявляемым требованиям, хронологию регистрации прав на недвижимое имущество.

При  наличии равнозначных прав на  один и тот же земельный участок или часть участка, судам следует исходить из исторически сложившихся границ земельных участков и приоритета ранее возникших прав на недвижимое имущество, устанавливаемого по дате возникновения права в соответствии с нормами гражданского законодательства. Спор между собственниками  двух  соседних земельных участков не должен повлечь нарушение прав  владельцев  соседних   земельных участков. Судебные решения,  не должны способствовать возникновению новых судебных споров.

Если судом будет установлено, что  спор о праве на земельный участок возник в результате  нарушения установленного статьей 43 Земельного Кодекса Республики Казахстан порядка предоставления земельных участков вследствие неправильного  установления границ земельного участка на местности или ненадлежащего  оформления идентификационного документа на земельный участок, что привело к наложению границ земельного участка, то  такой  спор должен  рассматриваться  в порядке, установленном главой 29 ГПК РК путем оспаривания  решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих.

По пункту  10:

Иск о принудительном изъятии не используемого по  назначению и не освоенного земельного может предъявляться по истечении  установленного годичного срока  предписания, данного собственнику и землепользователю  для принятия мер по использованию земельного участка  по назначению, если в течение этого срока  собственник или землепользователь не  исполнит предписание. Применение пункта 2 статьи 92 Земельного кодекса распространяется на земельные участки с момента первоначального их предоставления уполномоченным органом, а также в дальнейшем являвшихся предметом отчуждения по гражданско-правовым сделкам. При этом суды должны проверять, проводились ли первоначальным и последующими собственниками земляные, строительно-монтажные работы, получено ли разрешение уполномоченных органов на производство строительных работ, эскизный проект, исследовать причины несвоевременного освоения земельных участков,  а также какие  меры  по использованию земельного участка по назначению приняты собственником или землепользователем после  получения предписания.

Иск о принудительном изъятии у собственника и землепользователя земельного участка, используемого с нарушением законодательства Республики Казахстан может предъявляться после применения мер взыскания, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, а по иным нарушениям —  по истечении установленного законом трехмесячного срока с момента выявления факта неиспользования земельного участка по назначению либо нарушения законодательства Республики Казахстан.  При этом,    суд должен установить,  какие  именно нарушения  были допущены собственником или землепользователем, когда и кем выявлены эти нарушения, являются ли выявленные нарушения основанием для принудительного изъятия земельных участков  и какие меры приняты для устранения  последствий допущенных нарушений, 

При рассмотрении дел этой категории  судам следует истребовать  протокол об административном правонарушении, постановление о наложении административного взыскания,  проверить   соблюдение требования законодательства о государственной регистрации предписания о необходимости устранить нарушения законодательства Республики Казахстан,  как обременения права на земельный участок  в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

По пункту 16:

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под размещение возведенной постройки.

Если самовольная постройка возведена на земельном участке, принадлежащем на праве собственности физическому или юридическому лицу, то право собственности на эту постройку может признаваться судом за  застройщиком только при наличии согласия на это собственника земельного участка при условии соответствия постройки требованиям законодательства Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. При этом собственнику земельного участка застройщик выплачивает компенсацию за занятый этой постройкой земельный участок по цене, согласованной  сторонами. При недостижении соглашения, размер компенсации устанавливается судом.

В случае, если  собственник земельного участка возражает против признания права собственности на самовольную постройку за лицом, ее осуществившему,  суд  по встречному иску  собственника земельного участка может признать  за ним право собственности на самовольную постройку при условии возмещения застройщику  расходов на ее возведение в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки повлечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

С учетом социально-экономической целесообразности и соответствия постройки требованиям законодательства Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности самовольная постройка, возведенная лицом на земельных участках (не сформированной в земельные участки земле), принадлежащих государству и не находящихся в землепользовании, передается в коммунальную собственность с возмещением  лицу, осуществившему постройку понесенных расходов  в размере, определенном судом.

При осуществлении самовольной постройки на земельном участке, находящемся в землепользовании государственных землепользователей, с учетом социально-экономической целесообразности самовольная постройка передается в коммунальную собственность с возмещением расходов на постройку в размере, определенном судом, из бюджетных средств».

О Pressa

Пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов

Добавить комментарий: