Проект для обсуждения
ПРОГРАММА
Республиканской коллегии адвокатов по вопросам повышения качества юридической помощи
- Переход к полностью профессиональному представительству во всех сферах оказания юридической помощи
Республиканская коллегия адвокатов последовательно придерживается позиции, в соответствии с которой оказание любой юридической помощи должно производиться профессиональными представителями и защитниками — адвокатами. В ходе работы над проектом Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее — «Закон») позиция адвокатуры не была учтена, что привело к созданию параллельного института юридических консультантов.
В связи с заявленным Министерством юстиции курсом на дальнейшую консолидацию всех юристов Республиканская коллегия адвокатов предлагает последующее реформирование юридической профессии производить на базе института адвокатуры, которая обладает развитой инфраструктурой, историческим опытом и рядом других особенностей, гарантирующих, что оказываемая юридическая помощь будет являться квалифицированной.
Необходимые действия:
- Дальнейшее объединение всех юристов, оказывающих профессиональную юридическую помощь, производить на базе адвокатуры, как исторически сложившегося института гражданского общества, профессионального сообщества адвокатов, оказывающих юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов клиентов – физических и юридических лиц.
- Разработать и внести изменения в законодательство (Гражданский-процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Административный процедурно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях), в соответствии с которыми представителями любых физических и юридических лиц в уголовном, административном, гражданском судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты.
- Процедуру получения адвокатского статуса передать в ведение самой адвокатуры.
- Повышение уровня профессиональной квалификации адвокатов
Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» закрепил, что в целях обеспечения качества юридической помощи к ее осуществлению допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку и периодически повышающие свою квалификацию. Таким образом периодическое повышение квалификации адвокатами становится обязательным условием допуска их к практике. Неисполнение обязанности по периодическому повышению квалификации влечет приостановление действия лицензии адвоката.
Необходимые действия:
- Создать Центр повышения квалификации адвокатов на базе Республиканской коллегии адвокатов, а также Центры повышения квалификации адвокатов на базе всех территориальных коллегий адвокатов, в которых они еще не созданы.
- Создать при Республиканской коллегии адвокатов Комиссию по повышению квалификации, к ведению которой отнести вопросы разработки нормативной и методической базы по повышению квалификации.
- Разработать утвердить Стандарты повышения квалификации адвокатов (подпункт 15) пункта 2 статьи 67 Закона).
- Разработать и утвердить Порядок повышения квалификации адвокатов (подпункт 16) пункта 2 статьи 67 Закона).
- Разработать и утвердить Единую методику профессиональной подготовки адвокатов и Программу повышения квалификации адвокатов (подпункт 7) пункта 3 статьи 68 Закона).
- Контроль за повышением квалификации и оценку данного процесса реализовать на базе Информационной системы «Е-адвокатура».
- Гарантированная государством юридическая помощь
Вопросы, связанные с оказанием гарантированной государством юридической помощи, остались за рамками проведенной реформы юридической помощи. При этом существующие проблемы остались нерешенными, а сам институт требует своего совершенствования и развития для обеспечения всех нуждающихся гарантированной Конституцией квалифицированной юридической помощью. Требуется разработка и реализация мер по повышению качества оказываемой помощи.
Необходимые действия:
- Сохранить и развивать систему гарантированной государством юридической помощи на базе адвокатуры, имеющей необходимый опыт и развитую сеть юридических консультаций. Создание государственной адвокатуры или иных подконтрольных исполнительным государственным органам структур для этих целей считать нецелесообразным, ограничивающим принцип независимости адвокатуры и противоречащим международным стандартам деятельности адвокатуры.
- Добиваться полного решения проблемы со своевременным финансированием оказанной адвокатами помощи за счет бюджетных средств.
- Разработать и внедрить единую процедуру взаимодействия коллегий адвокатов с судами, правоохранительными органами, органами юстиции для назначения адвокатов и контроля за качеством в рамках гарантированной государством юридической помощи.
- Прием, учет, распределение заявок на оказание гарантированной государством юридической помощи производить на базе создаваемой информационной системы «Е-адвокатура».
- Добиваться прекращения неэффективного расходования бюджетных средств на правовое информирование и освещение деятельности государственных органов. За счет высвободившихся средств обеспечить расширение в законодательстве перечней категорий дел, по которым участие адвоката за счет бюджетных средств является обязательным, а также перечня социально уязвимых категорий лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь.
- Информационная система «E-адвокатура»
Разработка информационной системы «Е-адвокатура» начата в 2017 году с привлечением независимого разработчика.
При разработке Республиканская коллегия адвокатов исходит из того, что:
— все права на информационную систему должны принадлежать самой адвокатуре;
— никакие сведения об адвокатской деятельности не должны быть доступны третьим лицам;
— должна быть обеспечена интеграция с государственными информационными системами для целей оказания юридической помощи и получения адвокатами информации по адвокатским запросам.
Необходимые действия:
- Продолжить разработку и внедрение адвокатской информационной системы «E-адвокатура» с помощью независимого разработчика без участия и финансирования со стороны государства.
- При разработке обеспечивать уровень информационной безопасности не ниже требований, предъявляемых к государственным информационным системам, с проведением аттестации на соответствие требованиям безопасности, независимого аудита, обязательным соблюдением адвокатской тайны и невозможностью постороннего вмешательства в работу системы.
- Предложенную Министерством юстиции Единую информационную систему юридической помощи использовать как связку для интеграции с государственными базами данных.
- Реализовать на базе разрабатываемой системы:
— Функционирование и наполнение интернет-ресурсов Республиканской коллегии адвокатов и территориальных коллегий адвокатов.
— Размещение информации об адвокатах, коллегиях адвокатов, юридических консультациях, и иных сведений, предусмотренных Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».
— Администрирование заявок на оказание гарантированной государством юридической помощи.
— Сбор и предоставление статистических сведений и отчетность в рамках гарантированной государством юридической помощи.
— Взаимодействие адвокатов с коллегиями адвокатов и юридическими консультациями.
— Контроль за процессом повышения квалификации и ее оценку.
— Развивать функционал информационной системы на постоянной основе.
- Развитие имиджа адвокатуры и ее позиций в обществе. Создание привлекательных условий для вступления в адвокатуру
В условиях близящейся конкуренции с палатами юридических консультантов у адвокатуры имеется уникальный шанс сплотить в своих рядах лучших представителей юридической профессии. Этому могут способствовать отмена вступительных взносов и длительный (1 год) переходный период для вступления в силу поправок касательно создания палат юридических консультантов.
Будучи влиятельным общественным институтом адвокатура должна принимать участие во всех значимых правовых событиях, взаимодействуя с судами, государственными органами, неправительственными организациями.
Необходимые действия:
- Разработать и утвердить Положение о порядке прохождения стажировки стажерами адвокатов (пункты 3, 7 статьи 38, подпункт 14) пункта 2 статьи 67 Закона).
- Разработать Информационные материалы для претендентов о порядке приобретения адвокатского статуса, преимуществах вступления в адвокатуру.
- Разработать и утвердить Программу информирования населения о деятельности адвокатуры (статьи, публикации, ролики) с привлечением финансирования в виде грантов.
- Разработать и утвердить Программу совместных мероприятий с судами, правоохранительными органами и неправительственными организациями.
- Повышение качества юридической помощи
Качество оказываемой юридической помощи — один из ключевых вопросов при совершенствовании деятельности адвокатуры. Республиканская коллегия адвокатов намерена планомерно работать над повышением качества юридической помощи, оказываемой адвокатами.
Необходимые действия:
- Разработать и утвердить Стандарты оказания юридической помощи (подпункт 10) пункта 2 статьи 67 Закона).
- Разработать и утвердить Критерии качества оказания юридической помощи по согласованию с уполномоченным органом (подпункт 11) пункта 2 статьи 67).
- Разработать типовую форму договора на оказание юридической помощи и рекомендации по его заключению.
- Разработать типовую форму адвокатского досье и рекомендации по его ведению.
- Создать при Республиканской коллегии адвокатов Комиссию по этике и стандартам, к ведению которой отнести разработку стандартов оказания юридической помощи, критериев качества и других стандартов адвокатской деятельности, дачу разъяснений по вопросам адвокатской этики.
- Дисциплинарная практика и этика адвоката
Законом предусмотрено создание новых органов в адвокатуре — дисциплинарных комиссий. Деятельность дисциплинарных комиссий должна быть направлена на то, чтобы обеспечить быстрое и беспристрастное рассмотрение поступающих жалоб, принятие адвокатским сообществом необходимых мер по жалобам и в результате повышения качества оказываемой юридической помощи.
Необходимые действия:
- Разработать и утвердить Положение о дисциплинарной комиссии адвокатов (подпункт 20) пункта 2 статьи 67 Закона).
- Разработать и утвердить Положение о дисциплинарной комиссии адвокатуры (подпункт 21) пункта 2 статьи 67 Закона).
- Разработать и утвердить Положение об обобщении дисциплинарной практики (пункт 1 статьи 73 Закона).
- Деятельность адвокатуры «pro bono»
В соответствии с позицией адвокатского сообщества в Законе «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» нашли закрепление добровольность и безвозмездность как основные принципы деятельности «pro bono». Дальнейшее развитие данного института позволит адвокатуре проявить себя социально ответственным институтом.
Необходимые действия:
- Разработать и утвердить Объем и порядок оказания комплексной социальной юридической помощи адвокатами на основе принципов добровольности (пункт 1 статьи 19 Закона).
- Разработать и утвердить Порядок направления уполномоченному органу сведений об оказанной комплексной социальной юридической помощи (пункт 1 статьи 19 Закона).
- Участие в законотворчестве и аналитическая работа
Адвокаты проявили себя значимой силой при работе над рядом проектов нормативных актов. При Республиканской коллегии адвокатов создан и функционирует Научно-консультативный совет, члены которого готовили заключения по ряду законопроектов и участвовали в процессе их принятия.
Необходимо продолжать работу по включению адвокатов в процессы принятия и обсуждения проектов законов и других нормативных актов, привлечению адвокатов к работе по всем значимым проектам, выработке и внесению предложений.
Необходимые действия:
- Усовершенствовать регламент работы Научно-консультативного совета при Республиканской коллегии адвокатов, чтобы обеспечить обязательное участие в обсуждении и направление предложений по всем проектам нормативных правовых актов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества.
- Обеспечивать по каждому ключевому проекту формирование единой позиции адвокатского сообщества и широко освещать эту позицию.
- Обеспечение гарантий адвокатской деятельности и защита прав адвокатов
Не все предложенные адвокатурой гарантии адвокатской деятельности были отражены в Законе, в связи с чем возможность адвокатов осуществлять свои обязанности в обстановке, свободной от вмешательства и давления, продолжает оставаться под угрозой. Поэтому необходима слаженная деятельность самого адвокатского сообщества по обеспечению гарантий и защите прав адвокатов в ходе их профессиональной деятельности.
Необходимые действия:
- Продолжать добиваться развития и усиления статуса адвоката, приведения его в соответствие с международными стандартами.
- Развивать и усиливать работу Комиссии по защите прав адвокатов при Республиканской коллегии адвокатов. Конкретизировать регламент деятельности Комиссии и порядок рассмотрения обращений адвокатов. Реагировать с участием Комиссии на каждый случай нарушения прав адвокатов. Привлекать в состав Комиссии активных и принципиальных адвокатов.
- Разработать и утвердить Форму удостоверения адвоката и порядок его заполнения (пункт 2 статьи 46, подпункт 13) пункта 2 статьи 67 Закона).
- Разработать и утвердить Форму письменного уведомления о защите (представительстве), в том числе перечень иных вносимых в него сведений (пункт 4 статьи 46).
- Разработать и утвердить Форму и порядок оформления и направления адвокатского запроса (подпункт 17) пункта 2 статьи 67 Закона).
Похожее