Проект для обсуждения

ПРОГРАММА

 Республиканской коллегии адвокатов по вопросам повышения качества юридической помощи

 

  1. Переход к полностью профессиональному представительству во всех сферах оказания юридической помощи

Республиканская коллегия адвокатов последовательно придерживается позиции, в соответствии с которой оказание любой юридической помощи должно производиться профессиональными представителями и защитниками — адвокатами. В ходе работы над проектом Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее — «Закон») позиция адвокатуры не была учтена, что привело к созданию параллельного института юридических консультантов.

В связи с заявленным Министерством юстиции курсом на дальнейшую консолидацию всех юристов Республиканская коллегия адвокатов предлагает последующее реформирование юридической профессии производить на базе института адвокатуры, которая обладает развитой инфраструктурой, историческим опытом и рядом других особенностей, гарантирующих, что оказываемая юридическая помощь будет являться квалифицированной.

Необходимые действия:

  1. Дальнейшее объединение всех юристов, оказывающих профессиональную юридическую помощь, производить на базе адвокатуры, как исторически сложившегося института гражданского общества, профессионального сообщества адвокатов, оказывающих юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов клиентов – физических и юридических лиц.
  2. Разработать и внести изменения в законодательство (Гражданский-процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Административный процедурно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях), в соответствии с которыми представителями любых физических и юридических лиц в уголовном, административном, гражданском судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты.
  3. Процедуру получения адвокатского статуса передать в ведение самой адвокатуры.

 

  1. Повышение уровня профессиональной квалификации адвокатов

Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» закрепил, что в целях обеспечения качества юридической помощи к ее осуществлению допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную  подготовку и периодически повышающие свою квалификацию. Таким образом периодическое повышение квалификации адвокатами становится обязательным условием допуска их к практике. Неисполнение обязанности по периодическому повышению квалификации влечет приостановление действия лицензии адвоката.

Необходимые действия:

  1. Создать Центр повышения квалификации адвокатов на базе Республиканской коллегии адвокатов, а также Центры повышения квалификации адвокатов на базе всех территориальных коллегий адвокатов, в которых они еще не созданы.
  2. Создать при Республиканской коллегии адвокатов Комиссию по повышению квалификации, к ведению которой отнести вопросы разработки нормативной и методической базы по повышению квалификации.
  3. Разработать утвердить Стандарты повышения квалификации адвокатов (подпункт 15) пункта 2 статьи 67 Закона).
  4. Разработать и утвердить Порядок повышения квалификации адвокатов (подпункт 16) пункта 2 статьи 67 Закона).
  5. Разработать и утвердить Единую методику профессиональной подготовки адвокатов и Программу повышения квалификации адвокатов (подпункт 7) пункта 3 статьи 68 Закона).
  6. Контроль за повышением квалификации и оценку данного процесса реализовать на базе Информационной системы «Е-адвокатура».

 

  1. Гарантированная государством юридическая помощь

Вопросы, связанные с оказанием гарантированной государством юридической помощи, остались за рамками проведенной реформы юридической помощи. При этом существующие проблемы остались нерешенными, а сам институт требует своего совершенствования и развития для обеспечения всех нуждающихся гарантированной Конституцией квалифицированной юридической помощью. Требуется разработка и реализация мер по повышению качества оказываемой помощи.

Необходимые действия:

  1. Сохранить и развивать систему гарантированной государством юридической помощи на базе адвокатуры, имеющей необходимый опыт и развитую сеть юридических консультаций. Создание государственной адвокатуры или иных подконтрольных исполнительным государственным органам структур для этих целей считать нецелесообразным, ограничивающим принцип независимости адвокатуры и противоречащим международным стандартам деятельности адвокатуры.
  2. Добиваться полного решения проблемы со своевременным финансированием оказанной адвокатами помощи за счет бюджетных средств.
  3. Разработать и внедрить единую процедуру взаимодействия коллегий адвокатов с судами, правоохранительными органами, органами юстиции для назначения адвокатов и контроля за качеством в рамках гарантированной государством юридической помощи.
  4. Прием, учет, распределение заявок на оказание гарантированной государством юридической помощи производить на базе создаваемой информационной системы «Е-адвокатура».
  5. Добиваться прекращения неэффективного расходования бюджетных средств на правовое информирование и освещение деятельности государственных органов. За счет высвободившихся средств обеспечить расширение в законодательстве перечней категорий дел, по которым участие адвоката за счет бюджетных средств является обязательным, а также перечня социально уязвимых категорий лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь.

 

  1. Информационная система «E-адвокатура»

Разработка информационной системы «Е-адвокатура» начата в 2017 году с привлечением независимого разработчика.

При разработке Республиканская коллегия адвокатов исходит из того, что:

— все права на информационную систему должны принадлежать самой адвокатуре;

— никакие сведения об адвокатской деятельности не должны быть доступны третьим лицам;

— должна быть обеспечена интеграция с государственными информационными системами для целей оказания юридической помощи и получения адвокатами информации по адвокатским запросам.

Необходимые действия:

  1. Продолжить разработку и внедрение адвокатской информационной системы «E-адвокатура» с помощью независимого разработчика без участия и финансирования со стороны государства.
  2. При разработке обеспечивать уровень информационной безопасности не ниже требований, предъявляемых к государственным информационным системам, с проведением аттестации на соответствие требованиям безопасности, независимого аудита, обязательным соблюдением адвокатской тайны и невозможностью постороннего вмешательства в работу системы.
  3. Предложенную Министерством юстиции Единую информационную систему юридической помощи использовать как связку для интеграции с государственными базами данных.
  4. Реализовать на базе разрабатываемой системы:

— Функционирование и наполнение интернет-ресурсов Республиканской коллегии адвокатов и территориальных коллегий адвокатов.

— Размещение информации об адвокатах, коллегиях адвокатов, юридических консультациях, и иных сведений, предусмотренных Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

— Администрирование заявок на оказание гарантированной государством юридической помощи.

— Сбор и предоставление статистических сведений и отчетность в рамках гарантированной государством юридической помощи.

— Взаимодействие адвокатов с коллегиями адвокатов и юридическими консультациями.

— Контроль за процессом повышения квалификации и ее оценку.

— Развивать функционал информационной системы на постоянной основе.

 

  1. Развитие имиджа адвокатуры и ее позиций в обществе. Создание привлекательных условий для вступления в адвокатуру

В условиях близящейся конкуренции с палатами юридических консультантов у адвокатуры имеется уникальный  шанс сплотить в своих рядах лучших представителей юридической профессии. Этому могут способствовать отмена вступительных взносов и длительный (1 год) переходный период для вступления в силу поправок касательно создания палат юридических консультантов.

Будучи влиятельным общественным институтом адвокатура должна принимать участие во всех значимых правовых событиях, взаимодействуя с судами, государственными органами, неправительственными организациями.

Необходимые действия:

  1. Разработать и утвердить Положение о порядке прохождения стажировки стажерами адвокатов (пункты 3, 7 статьи 38, подпункт 14) пункта 2 статьи 67 Закона).
  2. Разработать Информационные материалы для претендентов о порядке приобретения адвокатского статуса, преимуществах вступления в адвокатуру.
  3. Разработать и утвердить Программу информирования населения о деятельности адвокатуры (статьи, публикации, ролики) с привлечением финансирования в виде грантов.
  4. Разработать и утвердить Программу совместных мероприятий с судами, правоохранительными органами и неправительственными организациями.

 

  1. Повышение качества юридической помощи

Качество оказываемой юридической помощи — один из ключевых вопросов при совершенствовании деятельности адвокатуры. Республиканская коллегия адвокатов намерена планомерно работать над повышением качества юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Необходимые действия:

  1. Разработать и утвердить Стандарты оказания юридической помощи (подпункт 10) пункта 2 статьи 67 Закона).
  2. Разработать и утвердить Критерии качества оказания юридической помощи по согласованию с уполномоченным органом (подпункт 11) пункта 2 статьи 67).
  3. Разработать типовую форму договора на оказание юридической помощи и рекомендации по его заключению.
  4. Разработать типовую форму адвокатского досье и рекомендации по его ведению.
  5. Создать при Республиканской коллегии адвокатов Комиссию по этике и стандартам, к ведению которой отнести разработку стандартов оказания юридической помощи, критериев качества и других стандартов адвокатской деятельности, дачу разъяснений по вопросам адвокатской этики.

 

  1. Дисциплинарная практика и этика адвоката

Законом предусмотрено создание новых органов в адвокатуре — дисциплинарных комиссий. Деятельность дисциплинарных комиссий должна быть направлена на то, чтобы обеспечить быстрое и беспристрастное рассмотрение поступающих жалоб, принятие адвокатским сообществом необходимых мер по жалобам и в результате повышения качества оказываемой юридической помощи.

Необходимые действия:

  1. Разработать и утвердить Положение о дисциплинарной комиссии адвокатов (подпункт 20) пункта 2 статьи 67 Закона).
  2. Разработать и утвердить Положение о дисциплинарной комиссии адвокатуры (подпункт 21) пункта 2 статьи 67 Закона).
  3. Разработать и утвердить Положение об обобщении дисциплинарной практики (пункт 1 статьи 73 Закона).

 

  1. Деятельность адвокатуры «pro bono»

В соответствии с позицией адвокатского сообщества в Законе «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» нашли закрепление добровольность и безвозмездность как основные принципы деятельности «pro bono». Дальнейшее развитие данного института позволит адвокатуре проявить себя социально ответственным институтом.

Необходимые действия:

  1. Разработать и утвердить Объем и порядок оказания комплексной социальной юридической помощи адвокатами на основе принципов добровольности (пункт 1 статьи 19 Закона).
  2. Разработать и утвердить Порядок направления уполномоченному органу сведений об оказанной комплексной социальной юридической помощи (пункт 1 статьи 19 Закона).

 

  1. Участие в законотворчестве и аналитическая работа

Адвокаты проявили себя значимой силой при работе над рядом проектов нормативных актов. При Республиканской коллегии адвокатов создан и функционирует Научно-консультативный совет, члены которого готовили заключения по ряду законопроектов и участвовали в процессе их принятия.

Необходимо продолжать работу по включению адвокатов в процессы принятия и обсуждения проектов законов и других нормативных актов, привлечению адвокатов к работе по всем значимым проектам, выработке и внесению предложений.

Необходимые действия:

  1. Усовершенствовать регламент работы Научно-консультативного совета при Республиканской коллегии адвокатов, чтобы обеспечить обязательное участие в обсуждении и направление предложений по всем проектам нормативных правовых актов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества.
  2. Обеспечивать по каждому ключевому проекту формирование единой позиции адвокатского сообщества и широко освещать эту позицию.

 

  1. Обеспечение гарантий адвокатской деятельности и защита прав адвокатов

Не все предложенные адвокатурой гарантии адвокатской деятельности были отражены в Законе, в связи с чем возможность адвокатов осуществлять свои обязанности в обстановке, свободной от вмешательства и давления, продолжает оставаться под угрозой. Поэтому необходима слаженная деятельность самого адвокатского сообщества по обеспечению гарантий и защите прав адвокатов в ходе их профессиональной деятельности.

Необходимые действия:

  1. Продолжать добиваться развития и усиления статуса адвоката, приведения его в соответствие с международными стандартами.
  2. Развивать и усиливать работу Комиссии по защите прав адвокатов при Республиканской коллегии адвокатов. Конкретизировать регламент деятельности Комиссии и порядок рассмотрения обращений адвокатов. Реагировать с участием Комиссии на каждый случай нарушения прав адвокатов. Привлекать в состав Комиссии активных и принципиальных адвокатов.
  3. Разработать и утвердить Форму удостоверения адвоката и порядок его заполнения (пункт 2 статьи 46, подпункт 13) пункта 2 статьи 67 Закона).
  4. Разработать и утвердить Форму письменного уведомления о защите (представительстве), в том числе перечень иных вносимых в него сведений (пункт 4 статьи 46).
  5. Разработать и утвердить Форму и порядок оформления и направления адвокатского запроса (подпункт 17) пункта 2 статьи 67 Закона).

О Pressa

Пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов

Добавить комментарий: