Выступление исполнительного директора Республиканской коллегии адвокатов Сергея Сизинцева на Международной конференции «Адвокатура 2017: повышение статуса адвоката». 

Повышение статуса адвоката — это в первую очередь повышение его квалификации. Что может сделать неквалифицированный адвокат для повышения своего статуса?

— повысить его путем повышения своей квалификации;

— ввести других в заблуждение относительно своего статуса;

— пытаться повысить его путем понижения статусов других субъектов.

Правильным представляется первый вариант.

  1. Законодательные функции органов адвокатуры, связанные с программами повышения квалификации

1.1. Роль президиумов коллегий касательно программ повышения квалификации

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 25 Закона «Об адвокатской деятельности». председатель президиума коллегии адвокатов в соответствии с уставом коллегии обеспечивает реализацию программы профессионального обучения адвокатов.

Это означает, что такая программа:

1) во первых должны существовать;

2) во вторых обеспечивать реализацию программы призван президиум соответствующей коллегии адвокатов.

1.2. Какова роль Президиума Республиканской коллегии касательно программ повышения квалификации?

Согласно подпункту 9) пункта 4 статьи 33-5 Закона «Об адвокатской деятельности» президиум РКА организует работу по повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки адвокатов и их помощников.

  1. Какие источники можно использовать при разработке программ повышения квалификации?

2.1. Типовая программа прохождения стажировки стажерами адвокатов (Приложение к Положению о порядке прохождения стажировки стажерами адвокатов):

Данная типовая программа, хотя разработана для стажеров, может быть использована как основа для построения структуры программ для адвокатов.

Она включает следующие разделы:

  1. Теоретическая часть.

1) правовые основы организации и деятельности адвокатуры

2) профессиональная этика адвоката

3) стандарты адвокатской деятельности

4) консультативная работа адвоката

5) адвокат в уголовном процессе

6) адвокат в производстве по делам об административных правонарушениях

7) адвокат в гражданском процессе

8) альтернативные способы разрешения споров

9) правовое обеспечение юридических лиц, адвокатская деятельность по защите предпринимательства

10) иные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами

  1. Практическая часть.

1) исковые заявления;

2) ходатайства;

3) заявления;

4) апелляционные, кассационные жалобы, ходатайства об оспаривании (обжаловании) судебного акта вступившего в законную силу;

5) апелляционные, кассационные жалобы, ходатайства о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов в совершении следующих преступлений;

6) адвокатское производство, значение, цель и порядок его формирования.

2.2. Единая методика профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов (Утверждена решением Совета Федеральной палаты Российской Федерации от 30 ноября 2007 года (протокол № 3)

(http://fparf.ru/documents/council_documents/council_regulations/1608/)

Российская Единая методика является интересным примером для изучения.

Она содержит две программы «Введение в профессию» и  «Общую программа повышения квалификации адвокатов»

1) Программа «Введение в профессию»

Программа «Введение в профессию» утверждается советом адвокатской палаты субъекта РФ и должна включать следующие вопросы:

«История адвокатуры, включая историю адвокатуры соответствующего субъекта РФ. Выдающиеся присяжные поверенные и адвокаты России и соответствующего субъекта РФ.

Законодательство соответствующего субъекта РФ.

Порядок организации и деятельности адвокатуры. Формы адвокатских образований. Корпоративные правовые акты органов адвокатского самоуправления — Федеральной палаты адвокатов и соответствующей адвокатской палаты субъекта РФ.

Виды юридической помощи. Условия оказания бесплатной юридической помощи и юридической помощи по назначению. Соглашение об оказании юридической помощи, его существенные условия, ордер, доверенность.

Профессиональная этика адвоката, дисциплинарная практика, виды ответственности адвоката.

Адвокатское досье (производство по делу). Правовая позиция по делу.

Составление юридических (включая процессуальные) документов.

Допустимость, относимость и достоверность доказательств. Получения и использование доказательств.

Особенности деятельности адвоката в Конституционном Суде РФ и в Европейском Суде по правам человека. Решения этих судов по вопросам организации и деятельности адвокатуры».

Изучение изменений в законодательстве и судебной практики».

2) «Общая программа повышения квалификации адвокатов»

«Общая программа повышения квалификации адвокатов» утверждается советом адвокатской палаты субъекта РФ и может включать обучение по следующим направлениям: деятельность адвоката в уголовном, гражданском, арбитражном процессах, специальные знания в деятельности адвоката, юридическая риторика в деятельности адвоката.

2.3. Рекомендация CCBE о результатах обучения для европейских юристов

CCBE — это  Совет адвокатов и юридических обществ Европы, разрабатывающий рекомендации для своих членов, в том числе и в сфере повышения квалификации адвокатов

Данная рекомендация (http://www.ccbe.eu/fileadmin/speciality_distribution/public/documents/TRAINING/TR_Guides_Recommendations/EN_TR_20071123_CCBE_Recommentations_on_Training_Outcomes_for_European_Lawyers.pdf ) может быть интересной для изучения, так как содержит перечень знаний и навыков, которые европейские адвокаты должны получить в процессе повышения квалификации.

К ним относятся:

  1. Основные знания

— глубокое понимание основных особенностей и основных концепций, ценностей и принципов правовой системы, включая европейское измерение (включая институты, процедуры);

— подробные знания, выходящие за рамки основной правовой системы, и знания по крайней мере в некоторых специализированных областях права;

— знание процессуального права и альтернативных механизмов разрешения споров;

— знание методов составления, в частности составления контрактов;

— знание методов переговоров.

  1. Практические знания и навыки

Навыки приобретения знаний

Способность к юридическим исследованиям:

— способность выявлять юридические вопросы;

— способность находить первичные и вторичные юридические ресурсы.

Навыки обновления знаний

— способность производить синтез соответствующих доктринальных и политических вопросов в отношении юридической темы;

— способность критически оценивать достоинства конкретных аргументов;

— способность идентифицировать элементы проблемы, которые нуждаются в дальнейших исследованиях;

— способность применять знание закона к фактам нового дела.

Аналитическая способность:

Способность анализировать проблемы с разных точек зрения;

— способность устанавливать логические связи между различными субаспектрами;

— способность проводить последовательный анализ сложной информации;

— способность оценивать долгосрочные последствия решений.

Возможность учитывать потребности клиента

Возможность прослушивать запрос клиента и анализировать запрос клиента:

— способность проводить сравнительную оценку с учетом всех соответствующих факторов;

— способность формировать мнение в сложных ситуациях;

— способность оценивать интересы противоположной стороны;

— способность формировать независимое мнение в интересах клиента;

— способность предоставлять объективные советы клиенту.

Ориентация на клиента:

— способность сосредоточиться на потребностях и обстоятельствах клиента;

— способность освоить необходимые средства связи с клиентом;

— способность анализировать и иметь возможность предлагать решения правовых проблем;

— способность представить обоснованные рекомендации относительно выбора между альтернативными решениями;

— способность передавать знания и от имени клиентов структурированным образом;

— способность развивать неправовые знания, полезные для понимания запросов клиентов и профессиональной практики.

Возможность общения:

— способность предоставлять четкие и полезные советы;

— способность эффективно общаться как в устной, так и в письменной форме;

— способность умолять;

— способность представить согласованный аргумент как в устной, так и в письменной форме;

— способность работать эффективно либо самостоятельно, либо как член команды;

— способность вести переговоры;

— способность председательствовать на собраниях и проводить собеседования.

  1. Что может включать в себя программа повышения квалификации?

Программа должна органично включать в себя следующий материал:

— Теория.

— Законодательство.

— Нововведения в законодательстве.

— Применение знаний на практике.

  1. Должен ли адвокат учить тексты законов и сдавать тесты на знание законодательства?

Существующая практика аттестации адвокатов показала неэффективность такой системы. Формальное заучивание текстов законов и сдача тестов не способствуют развитию навыков самостоятельной практической работы адвоката.

В качестве альтернативы можно предложить на основе лучших мировых практик:

— Получение навыков ориентирования в законодательстве.

— Формирование умения поиска и анализа правовой информации.

— Создание алгоритмов дачи правового заключения по любому делу.

  1. Какой должна быть программа повышения квалификации адвокатов?

Полагаем, что утвержденная Президиумом РКА программа должна быть:

— Концентрирующей лучшие мировые практики.

— Нацеленной на практические навыки.

— Обеспечивающей всестороннее развитие адвоката.

— Обучающей саморазвитию.

Исходя из указанного опыта и критериев предлагаю построить работу по совершенствованию процесса повышения квалификации адвокатов на ближайшее время.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

О Pressa

Пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов

Добавить комментарий: