Материал подготовлен адвокатом Алматинской городской коллегии адвокатов Мамтимином Махаметалевым.
Президент
РК утвердил программу ПЛАН-ДЕЙСТВИЙ «Благополучие для
всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс»,
ориентированную на изменение законодательной базы, в том числе в отношении
системы отбора судей, с привлечением обширного круга общественности и
практикующих юристов. Причины не разъяснены, таково веление времени,
обязывающее менять существующую судебную систему, в том числе отправление
правосудия, где за каждым вынесенным судебным актом стоят судьбы людей. Каждый
судебный акт носит обязательный характер для всех на территории РК и является для
лиц в отношении которого вынесен «законом», о чем указывает выражение — вступивший
в законную силу. Деятельность судебной системы страны оценивается гражданами как
по результатам вынесенных судебных актов, так и по поведению судей при
отправлении правосудия, что является основой уважения к государственной власти
в целом, соответственно, влечет необходимость изменения всей судебной системы,
где началом является изменение существующего порядка отбора судей, к сожалению,
не оправдывающей себя в настоящем.
Существующая система отбора судей в настоящем основана на Конституции и регламентирована специальным Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей». Данными нормативными положениями закреплен отбор судей всех уровней Высшим Судебным Советом и Председателем Верховного суда, что в настоящем требует изменений, соответственно, изменения законодательство, регулирующее данный процесс отбора.
Конституция п.3 ст.75,
установила, что в РК существуют суды: верховный суд, местные и другие суды.
Отбор судей согласно Конституции,
ст.82
- Председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются
Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации
Высшего Судебного Совета.
- Председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности
Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета.
В
настоящем назначение судьи местных и других судом Основным законом Республики
установлено Президентом РК по рекомендации Высшего Судебного Совета.
1. Существующее положение
Конституции необходимо изменить: Президент
РК утверждает решение местного маслихата о назначении судьи местных и приравненных
судов.
Данное новшество приводит в действие положения Конституции — граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме, п.2 ст.33.
Тем самым, граждане определенной административной территории самостоятельно
принимают участие в формировании судебной системы по отправлению правосудия от
имени государства, как одну из ветвей государственной власти, через своих
представителей – депутатов местных маслихатов, избирающих местных судей по
результатам проведенного конкурса.
Данная система отбора судьей приведет к:
— исполнению конституционных прав граждан;
— сформирует у граждан ответственность за принятые решения по государственному устройству;
— обяжет граждан добросовестному исполнению своих прав;
— вовлечение граждан к активной гражданской позиции;
— приведет к действию механизм депутатского контроля.
2.Изменения
Конституции по вопросу назначения судей местных и других судов, когда Президент
утверждает решение местного маслихата, повлечет необходимость изменения
положений специального Закон РК «О судебной системе и статусе судей» в виду
установления определенных действий государственных органов в компетенцию
которых нужно отнести решение данного вопроса.
Согласно конституционного закона местные суды делятся на два уровня, ст.3 —
областные и приравненные к ним суды, районные и приравненные к ним суды.
Также данной нормой установлено, что специализированные суды образуются,
реорганизуются, переименовываются и ликвидируются Президентом РК, по
представлению Председателя Верховного суда и рекомендации Высшего Судебного Совета.
ст.29 требования, предъявляемые к кандидатам в судьи:
гражданин РК, не менее
30лет, высшее юридическое образование, сдавший квалификационный экзамен (за
исключениями), прошедший медицинское освидетельствование, успешно прошедший
стажировку в суде и полиграфическое исследование (по требованию закона).
Ограничения: если кандидат уже
действующий судья, недееспособное или ограниченно дееспособное, в течение трех
лет привлечено к дисциплинарной (дискредитация), административной (коррупция),
уголовной ответственности, ранее судимое, освобожденное от уголовной
ответственности, уволенное по отрицательным мотивам.
Судья областного суда: аналогичные
требования к кандидатам плюс стаж работы по юридической специальности не менее
15 лет и в качестве судьи не менее пяти лет.
Судья Верховного суда: аналогично к
кандидату плюс стаж работы по юридической специальности не менее 20 лет и в
качестве судьи не менее 10 лет, из которых судья областного суда не менее 5
лет.
В отношении кандидатов областного
уровня требуется рекомендация пленарного заседания, а в отношении судей
Верховного суда еще и заключения Совета по взаимодействию с судами.
ст.30 отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда:
на конкурсной основе из числа лиц,
подавших заявление, отбор осуществляет Высший Судебный Совет по представлениям
Председателя Верховного суда на основании рекомендаций пленарного заседания,
назначение Президентом РК.
ст.31 порядок наделения судьи полномочиями:
судьи Верховного суда избираются
Сенатом РК по представлению Президента РК на основании рекомендаций ВСС;
судьи местных
и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан
по рекомендации Высшего судебного совета;
Председатели судебных коллегий
Верховного Суда назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации
Высшего Судебного Совета на основании представления Председателя Верховного
Суда и решения пленарного заседания Верховного Суда сроком на пять лет.
Необходимо изменить и дополнить Конституционный закон нормами предусматривающих участие местных маслихатов в отношении:
— назначения судьей
местных и других судов, из рекомендованных кандидатур ВСС на должность судьи,
где функция местного маслихата не должна быть сведена к формальному исполнению
– проголосовать. Этому нужно поставить законодательный заслон, где местный маслихат
формируемый гражданами проживающих на данной территории должны быть
заинтересованы в такой кандидатуре, с приведением механизма ответственности
депутатов маслихата за неисполнение функции судьи;
— кандидат на место
судьи должен знать и понимать данное положение, а также что любое проявление не
квалификации, не компетенции и коррупции будет пресечено местным маслихатом
наделенного правом внесения представления Президенту о прекращении полномочий
судьи;
— увольнение судьей
местных и других судов решением местного маслихата, основанного на заключении
комиссии – депутаты маслихата, специалисты из Департамента юстиции
территориального округа и Высшего Судебного Совета, общественность. Назначение
комиссии приостанавливает деятельность судьи. Заключение комиссии обсуждается
на маслихате и принятое решение направляется Президенту РК для утверждения;
— право судьи при
деятельности комиссии подать свои возражения относительно предмета проверки.
Полагаем, что данные изменения задействуют активность самих граждан, в первую очередь заинтересованных в законности отправления правосудия и принимаемых судьями решений по их же обращениям, а также обяжет выбираемых ими местных депутатов проявлять большего внимания к правовым проблемам местного населения, вынужденного искать справедливость судебных актов обращаясь в центральные органы суда, исполнительной и законодательной власти в столицу государства.
Здесь необходимо внести изменения о привлечении общественности, с закреплением на законодательном уровне об информированности общественности по каждому кандидату и получения отзывов от общественности по кандидату.
Отбор судей Верховного суда подлежит также изменению, где назначение судей
должно быть с участием общественности имеющей право выражать мнение
относительно кандидатур.
Автор призывает всех адвокатов и практикующих юристов проявить больше гражданской позиции по внесению изменений в судебную систему для исключения причин, способствующих проявлению незаконного правосудия и максимального устранения вынесения незаконных судебных актов.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
и РЕКОМЕНДАЦИИ
- Внести изменения в Конституцию РК о
назначении судей:
«Президент
РК утверждает решение местных маслихатов о выборе местных судей»;
- Внести изменения в Конституционный закон
РК «О судебной системе и статусе судей»:
«Местные
судьи избираются местными маслихатами на конкурсной основе из числа кандидатур
рекомендованных Высшим Судебным Советом»;
- Внести изменения в Закон РК о местном
самоуправлении:
«Местные маслихаты по результатам конкурса проведенного с участием общественности избирают местных судей из числа кандидатур представленных Высшим Судебным Советом».
М. Б. Махаметалев
Похожее