В Астане прошел круглый стол посвященный теме развития в Казахстане института пробации, на котором обсуждались проекты Законов «О пробации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пробации».

Напомним, что развитие института пробации нацелено в первую очередь на дальнейшую гуманизацию уголовной политики страны и приближение ее к мировым стандартам, в том числе, на внедрение досудебной и пенитенциарной пробации. В Концепции правовой политики Казахстана на период с 2010 до 2020 года указывается на необходимость институционального развития специализированного органа, ответственного за исполнение уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества. В связи с чем, в план законопроектных работ был включен пункт, предписывающий разработку проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы пробации». Сегодня, в рамках действующего проекта Европейского Союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» вопросы, связанные с законодательным реформированием и дальнейшим развитием службы пробации в Казахстане обсуждаются совместно с зарубежными экспертами.

« В рамках проекта международные эксперты работают совместно с сотрудниками Министерства Юстиции, Генеральной Прокуратуры, Верховного Суда, Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК и их учебных заведений. В дополнение к уже существующим двум фазам, планируется создание досудебной и пенитенциарной службы пробации. С целью дальнейшего развития службы пробации в стране, наш проект «Совершенствование уголовного правосудия» предложит более широкое использование альтернативных мер наказания, не связанных с лишением свободы» — говорил ранее руководитель проекта Уильям Ирвайн.

Сейчас служба пробации в Казахстане — молодой развивающийся институт, находящийся в ведении Комитета уголовно-исполнительной системы. Однако, одной из важнейших составляющих работы службы пробации во всех развитых странах является не только сотрудничество с государственными учреждениями и органами местного самоуправления, но и с частными лицами, общественностью, а именно с добровольцами (волонтерами) для оказания содействия в социальной адаптации поднадзорных. Об этом говорилось в частности в материале, опубликованном в журнале «Вестник КазНУ», где автор статьи приводит в пример международный опыт – « Существенным изменениям подверглась и британская система условного наказания, или пробации. Прежде, в её основе лежало стремление помочь осужденному. Теперь всё переменилось. Пробация, по мнению известного норвежского криминолога Н. Кристи, превращается в карательный орган, на американский манер. Она становится централизованной службой, которая держит всех своих сотрудников под неусыпным контролем. Например, в некоторых штатах США общественные организации берут на себя до 98 % нагрузки инспекторов службы пробации по оказанию помощи осужденным в ресоциализации. В этом плане также показателен пример Японии, где соотношение штатных сотрудников службы пробации и добровольцев весьма показательно: 876 человек работают на постоянной профессиональной основе, а число добровольных помощников составляет примерно 47 тысяч человек».

Здесь стоит согласиться с автором, нельзя забывать об этом и превращать службу пробации лишь в надзорный орган. Необходимо помнить  в первую очередь о социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете, оказывать содействие этим лицам в получении образования, овладении профессией, трудоустройстве, лечении, а также обеспечении правовой помощи. Вернувшийся в общество человек не должен вновь встретить сотрудника УИС, он должен встретить человека, который готов оказать ему и психологическую и правовую поддержку.

                                                                                                                Пресс-служба РКА

О Pressa

Пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов

Добавить комментарий: