Уважаемые коллеги!
Министерство юстиции направило в адрес Республиканской коллегии адвокатов Концепцию проекта Закона Республики Казахстан «О юридической помощи» и План мероприятий по модернизации и укреплению системы адвокатуры и совершенствованию сферы оказания юридических услуг населению.
Предложенная концепция содержит следующие основные нововведения:
- Принятие Закона «О юридической помощи» в целях комплексного регламентирования юридической помощи, к субъектам оказания которой будут отнесены адвокаты, частные нотариусы, частные судебные исполнители и юридические консультанты.
- Признание утратившими силу действующих Законов «Об адвокатской деятельности» и «О гарантированной государством юридической помощи».
- Законодательное закрепление общих начал и принципов юридической оказания помощи.
- Функционирование в сфере судебного представительства двух самостоятельных параллельных институтов: адвокатуры и палат юридических консультантов.
- Отказ от идеи «адвокатской монополии» и введение «профессиональной монополии», в результате чего представителями в суде смогут быть только адвокаты и юридические консультанты.
- Существование неограниченного числа палат юридических консультантов.
- Создание Комиссии по юридической помощи из числа представителей Министерства юстиции, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, адвокатов, нотариусов, частных судебных исполнителей, юридических консультантов и независимых представителей, которая будет вырабатывать рекомендации и согласовывать стандарты оказания юридической помощи.
- Внедрение системы «pro bono» как частичной замены государственной системе оказания юридической помощи, с установлением перечня социально-уязвимых категорий населения, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
- Переход от действующей системы оплаты гарантированной государством помощи к системе последующей компенсации адвокату средств, потраченных на оказание гарантированной государством юридической помощи.
- Отмену первоначальных взносов при вступлении в коллегии адвокатов.
- Повышение требований к аттестации претендентов в адвокаты и пересмотр порядка проведения экзаменов.
- Расширение гарантий для адвокатов.
- Присягу адвоката и мантию адвоката.
- Расширение статуса адвокатской конторы.
- «Французскую» модель повышения квалификации адвокатов с использованием школы адвокатуры (центров повышения квалификации).
- Введение обязательного страхования ответственности адвокатов.
- Утверждение рекомендательной тарифной сетки адвокатских гонораров.
- Создание дисциплинарных комиссий в коллегиях адвокатов.
- Расширение полномочий Республиканской коллегии адвокатов.
- Сокращение по сравнению с действующими сроков полномочий членов президиумов и председателей коллегий, Республиканской коллегии адвокатов, а также ревизионных комиссий и невозможность их избрания на второй срок.
- Создание Е-адвокатуры.
В целях консолидации адвокатского сообщества, повышения статуса адвокатуры и принятия обоснованных поправок Республиканская коллегия предлагает:
- Согласиться с тем, что законодательство нуждается в совершенствовании, а качество оказываемой юридической помощи — в повышении. При этом однако должны неуклонно соблюдаться базовые международные и национальные принципы и гарантии деятельности адвокатуры, в первую очередь принципы независимости и самоуправления.
- Выработать единую позицию по законопроекту от всего адвокатского сообщества с привлечением к работе всех коллегий и адвокатов.
- Не допустить утраты действия существующего Закона «Об адвокатской деятельности» и создания ситуации, когда адвокатура останется без своего специального закона в год его 20-летия, в результате чего статус высокий адвокатуры будет безвозвратно утерян.
- Добиваться сохранения большинства положений действующего Закона «Об адвокатской деятельности», сосредоточившись на обсуждении поправок, действительно расширяющих статус адвокатуры и гарантии адвокатской деятельности.
- Президиуму Республиканской коллегии адвокатов в соответствии с подпунктом 11) пункта 4 статьи 33-5 Закона «Об адвокатской деятельности» провести экспертизу проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности.
- Для выработки единой позиции создать в территориальных коллегиях группы адвокатов для анализа проекта Концепции и сбора предложений.
- Единую позицию от адвокатуры утвердить на Президиуме Республиканской коллегии адвокатов 15 сентября 2017 года.
- Все предложения в Министерство юстиции и Администрацию Президента направлять централизованно, после их обсуждения и утверждения Президиумом РКА. В ответ на поступающие в территориальные коллегии запросы о предложениях по законопроекту, сообщать, что они будут предоставлены в рамках единой выработанной адвокатурой позиции.
- Привлечь к обсуждению и отстаиванию избранной позиции широкие круги юридической общественности и гражданского общества, в том числе нотариат, частных судебных исполнителей, юристов, ученых, зарубежных экспертов путем публикаций в СМИ, организации и участия в круглых столах и конференциях.
В связи с чем, в срок до 31 августа текущего года просим сообщить сведения о составе инициативных групп адвокатов в каждой коллегии по обсуждению проекта Концепции и сбору предложений.
В срок до 8 сентября 2017 года предлагаем направить согласованную с участием инициативных групп адвокатов позицию по следующим вопросам:
- Обоснованность выбора названия для законопроекта «О юридической помощи».
- Соответствие Концепции закона положениям Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года утвержденной указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858.
- Соответствие Концепции решениям, зафиксированным в Протоколе заседания Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан от 8 февраля 2017 года.
- Необходимость отстаивания адвокатурой идеи адвокатской монополии или отказ от нее.
- Обоснованность и законодательная возможность принятия закона «О юридической помощи».
- Обоснованность предложенного в Концепции перечня основных начал оказания юридической помощи.
- Обоснованность предложенных принципов оказания юридической помощи. Возможность дополнения перечня другими принципами.
- Обоснованность существования двух параллельных институтов оказания юридической помощи. Примеры из мирового опыта, в которых данный опыт применяется или примеры отказа от такого опыта.
- Обоснованность создания Комиссии по правовой помощи. Совместимость создания такой комиссии с принципами независимости и самоуправления адвокатуры. Анализ зарубежных примеров существования таких комиссий. Порядок формирования комиссии. Примеры создания комиссии на основе большинства представителей юридической профессии.
- Приемлемость системы «pro bono» для адвокатуры в предлагаемом Концепцией формате. Совместимость права уязвимых категорий населения на получение помощи «pro bono» и добровольности участия в этой системе. Анализ зарубежного опыта тех стран, где оказание юридической помощи pro bono является обязательным в силу закона.
- Приемлемая модель развития системы государственной юридической помощи.
- Целесообразность отказа от первоначальных взносов.
- Приемлемый подход к аттестации претендентов в адвокаты. Мировой опыт по вопросу состава аттестационной комиссии, порядка ее прохождения и формированию вопросов.
- Предложения по расширению гарантий прав адвоката по иммунитету от досмотра, доступу в помещения, использованию технических средств.
- Целесообразность введения присяги адвоката и ношения мантии адвокатами.
- Целесообразность введения обязательного страхования ответственности адвокатов. Анализ зарубежного законодательства стран, где страхование ответственности адвокатов является обязательным
- Целесообразность утверждения рекомендательной тарифной сетки ставок адвокатских гонораров.
- Целесообразность создания дисциплинарных комиссий в адвокатуре. Порядок формирования и состав такой комиссии.
- Вопросы расширения полномочий Республиканской коллегии адвокатов.
- Целесообразность сокращения сроков полномочий членов президиумов коллегий и РКА, а также ревизионных комиссий и невозможности избрания на второй срок.
- Соответствие целей принятия законопроекта текущим потребностям адвокатуры и общества.
- Правильность определения предмета регулирования законопроекта.
- Обоснованность выбора структуры и содержания законопроекта.
- Обоснованность перевода норм об адвокатской деятельности из специального закона «Об адвокатской деятельности» в закон, регулирующий общие условия предоставления юридической помощи.
- Обоснованность перехода к компенсаторному переходу к предоставлению гарантированной государством юридической помощи.
- Возможность положительных или отрицательных правовых и социально-экономических последствий в случае принятия законопроекта.
- Обоснованность признания утратившим силу Закона «Об адвокатской деятельности». При этом другие субъекты юридической помощи сохраняют свои отраслевые законы: Закон «О нотариате» и Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».
- Применимость зарубежных моделей предоставления государством гарантированной юридической помощи для Республики Казахстан.
- Применимость опыта зарубежных государств для использования в реформировании адвокатской деятельности.
- Создание и внедрение стандартов оказания юридической помощи.
- Анализ зарубежного опыта стран, в которых отсутствует специальный закон «Об адвокатской деятельности».
- Внесение предложений по укреплению системы адвокатуры и совершенствованию сферы оказания юридических услуг населению, в том числе законодательного характера.
- Системные меры по обеспечению полноценной состязательности адвоката в уголовном процессе, как конституционного принципа судопроизводства.
- Упрощение допуска защитника в производстве по уголовному делу, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, при отсутствии соответствующего допуска путем обязанности дать подписку об их неразглашении.
- Выработка предложений по расширению круга лиц, несущих административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности адвоката, непредоставление либо отказ от предоставления по запросу адвоката необходимых сведений для осуществления профессиональной деятельности, а также установлению ответственности за повторное правонарушение.
- Предоставление равных прав адвокатам с органами уголовного преследования в получении информации, запрашиваемой из государственных органов и организаций, а также о сроках их предоставления.
- Необходимые меры по предоставлению на практике всем лицам, лишенным свободы, незамедлительного доступа к адвокату, включая доступ к адвокату за счет средств государства, посредством разработки соответствующих схем раннего доступа к юридической помощи.
38 В целях реализации принципа состязательности сторон и повышения роли адвоката исключение процессуальной возможности органа уголовного преследования, препятствовать в процессу проведения экспертизы на основании адвокатского запроса (ст. 272 УПК РК).
- Включение свидетелей, имеющих право на защиту, потерпевших из числа социально уязвимых слоев населения в круг субъектов гарантированной государством бесплатной юридической помощи
- Предложения по совершенствованию системы оплаты труда адвокатов за счет средств республиканского бюджета, в том числе в целях обеспечения эффективности их расходования вопрос использования в судебных, правоохранительных и др.органов считывающего устройства (сканер штрих-кодов) для фиксации времени участия адвоката в судебных заседаниях и времени начала и окончания производства процессуальных действий, в которых принимал участие адвокат.
- Вопрос целесообразности разработки Концепции юридического образования и юридической науки в Казахстане.
- Вопрос об организации в Центрах обслуживания населения и местных исполнительных органах (особенно в сельских районах) оказания юридической помощи адвокатами, желающими из-за отсутствия практики временно поработать в регионах, с установлением стимулирующих мер.
- Вопрос включения в компетенцию Республиканской коллегии адвокатов полномочий по пересмотру материалов дисциплинарных производств территориальных коллегий.
- Анализ деятельности работы частнопрактикующих юристов и адвокатов в судах.
Сбор предложений, связанных с Концепцией предлагаем проводить в прилагаемой таблице.
ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА
ТАБЛИЦА ДЛЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО КОНЦЕПЦИИ
Похожее
Статьи по теме
В очередной раз готовится к рассмотрению концепция законопроекта «О дактилоскопической и геномной регистрации», разработчиком которой является МВД РК. Сама по себе идея не нова. Начиная с 2001 года, в Казахстане,...
О введении ограничительных мероприятий по недопущению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Восточно-Казахстанской области
В режиме онлайн прошла экспертная встреча, посвященная теме «Адвокат в трехзвенной системе уголовного правосудия», организованная Республиканской коллегией адвокатов, Алматинской городской коллегией адвокатов и ОФ «Центр исследования правовой политики». Участники встречи...
28 августа 2018 года в Астане состоится очередная республиканская акция «Народный юрист». Напомним, республиканская акция «Народный юрист», организованная при поддержке ИС «Параграф» и zakon.kz, четвертый год подряд проводится в различных...